Как изменилась миграция в России в 2019.

Украина перестала быть основным донором рабочей силы для России, уступив миграционное первенство Таджикистану. Об этом свидетельствует свежие данные Росстата, опубликованные на сайте ведомства.
Согласно статистике, в 2017-м миграционный прирост из Украины составил 47 690 человек, тогда как из Таджикистана 34 640. Тогда как в 2018-м он составил 14 822 (снижение почти в 3,5 раза), а из Таджикистана остался примерно на сопоставимом уровне – 31 639 человек.
В целом происходит сокращение миграционного прироста практически cо всеми странами-участниками СНГ, отмечают в Росстате. Если в 2017-м число мигрантов из республик Содружества составляло более 524 тысяч человек, то в 2018-м уже 511 тысяч.
О том почему граждане Украины более не спешат в Россию и как измениться миграционная картина на постсоветском пространстве, Sputnik Таджикистан спросил у социологов и экспертов в сфере миграции.
Кто хотел в РФ, тот успел
По мнению главы Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН Сергея Рязанцева, взаимные обиды между Москвой и Киевом сами по себе осложняют переезд украинцев в страну, а экономический кризис и снижение реальных доходов окончательно лишают их стимула для миграции.
«Миграционный поток потихонечку исчерпывает себя. Главная причина — это сложность политических отношений между Россией и Украиной. Она привела к тому, что для украинцев программа переселения соотечественников была практически свернута, хотя раньше с ними взаимодействовали в приоритетном режиме», — отмечает Рязанцев.
Виной тому не только политические трения Киева и Москвы, но и суровая позиция российских властей, год за годом планомерно закручивающая гайки в отношении мигрантов из-за рубежа.
«Миграционная политика РФ остается довольно жесткой и бюрократизированной. И при прочих равных люди скорее выберут другие страны», — считает социолог.
С этим согласен и президент фонда «Миграция XXI век», экс-замглавы ФМС РФ Вячеслав Поставнин. По его мнению, все кто с 2014-го хотел переехать из Украины в Россию, уже это сделали. А для остальных украинцев на фоне ослабления рубля европейский рынок труда стал доступнее и привлекательней.
«За последние годы около 600 000 человек получили российское гражданство по программе переселения соотечественников – это, собственно, не беженцы, а те самые трудовые мигранты. Второй аспект – это Европа, прежде всего Польша, Чехия и Венгрия, где доходы сейчас выше российских. По польским данным, у них в государстве находится до 1 миллиона выходцев с Украины», — пояснил Поставнин Sputnik Таджикистан.
В Россию без вариантов
Хотя миграционные потоки меняют направление, на рынок труда это серьезно не повлияет – мигранты по-прежнему будут стремится именно в РФ.
Все эксперты, да и сами сотрудники МВД признают — мигрантам требуется приложить очень много усилий, чтобы легализоваться в РФ. К тому же, в условиях экономического кризиса и недавнего повышения пенсионного возраста, власти стараются закрепить рабочие места именно за россиянами.
Сергей Рязанцев отмечает, что даже гражданам ЕАЭС хоть и не надо получать никаких разрешительных документов на работу в РФ, все равно приходится решать вопрос с регистрацией по месту жительства, а с этим в России всегда возникают большие проблемы.
Но вместе с тема в странах Центральной Азии для большинства трудоспособного населения миграция в РФ все равно остается главным способом заработать и содержать семью.
«В Таджикистане каждый год на рынок труда выходят 40-60 тысяч граждан, а необходимого количества вакансий не появляется, несмотря на усилия властей. Куда этим людям ехать, как не в Россию? На нефтеносном Ближнем Востоке рабочие места уже заняты мигрантами из Пакистана и Бангладеш, прорваться туда невозможно», — считает Вячеслав Поставнин.
По его словам, данные Росстата отражают не столько количество мигрантов в стране, сколько изменения их правового статуса.
«Люди не могут по щелчку пальцев сменить должность, паспорт, направление миграции. И с учетом жесткости наших законов, большое число мигрантов просто уходит на нелегальное положение, статистика их не учитывает», — говорит эксперт.
Правда, остается вариант уехать в Южную Корею, правительство которой даже открывает за свой счет центры подготовки мигрантов в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Но здесь потребность корейских предприятий ограничена двумя-тремя тысячами сравнительно квалифицированных специалистов, то есть работы на всех в любом случае не хватит.
Тогда как бизнесу в России ежегодно нужно сотни тысяч рабочих рук, пусть даже низкой квалификации.